СИБИРЯК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СИБИРЯК » МИР ПРЕКРАСНОГО » Чудеса, созданные человеком


Чудеса, созданные человеком

Сообщений 21 страница 40 из 115

21

Анечка!!!! Боже мой какая красота!!!! Какая ты умничка!!! :cool:

0

22

Спасибо. Это ещё не всё. Раз мы не можем это всё объехать, то так посмотрим, да и вообще знать будем.

0

23

Лютеранская церковь на Волге-матушке

В Самаре, в старой части города среди стариных купеческих особняков старорежимной державы высится колокольня лютеранского храма св. Георга, удивляя приезжих и радуя зрелищем.

Евангелическо-лютеранская община существует в Самаре уже более 150 лет. Ещё в 50-е годы XIX века на Волгу приехало много купцов из Германии, которые большей частью были лютеране. Разумеется, создание лютеранской общины не заставило себя ждать.

Прошло более десяти лет со времени появления общины, число её прихожан перевалило за сотню, а церковью лютеране так и не обзавелись. Ну так откуда ж её и возьмёшь?

Однако выход нашёлся. Католик Аннаев в те годы пожертвовал деньги на строительство римско-католического храма. Но, когда храм почти достроили, в Польше, которая являлась частью России, поизошло восстание, в результате чего всё польское подверглось дискриминации. В те далёкие времена разницы между такими понятиями как "польское" и "католическое" ещё не понимали, поэтому католикам, чтобы спасти постройку, пришлось подарить её лютеранам.

Благодаря средствам от лютеранской кассы, взаимопомощи и пожертвованиям православных жителей Самары церковь достроили и в 1865 году освятили.

В конце XIX века в Самарской губернии жило очень много немцев. По данным переписи 1878 - 3,5%. И долгое время лютеранская церковь была центром духовной и общественной жизни немцев всея губернии. При церкви работала школа и детский сад для детей из немецких семей.

В 1930 году церковь, "по просьбе трудящихся", закрыли. Она перестала выполнять своё предназначение.

Но в 1991 году "Евангелическо-лютеранская община" возродилась. И благодаря усилиям общины, российских немцев и общественности города Лютеранскую кирху передали общине на содержание.

Церковь отремонтировали, привели в порядок, и теперь там стоит даже настоящий механический орган. Их всего два в Самаре. Один в филармонии, другой - в кирхе.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/oeq1.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/gsd2.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/od3.jpg

0

24

Российский Стоунхендж – святилище Савин

Савин – настолько древний памятник, что его подлинная история ещё не раскрыта. Хотя история открытия Савина характерна для многих археологических памятников.

Сооружения святилища представляли собой два соприкасающихся круга диаметром 14 и 16 м, очерченных рвами шириной до 1,5 м, в плане напоминающих восьмерку. Во рвах, вокруг кругов и в центре находилось более 100 ям, в которых, как предположили ученые, когда-то стояли столбы. В таком же порядке располагались кострища и ямы, заполненные костями жертвенных животных вперемешку с черепками и каменными орудиями. Были проведены масштабные археологические работы, а потом и астрономические расчеты. Выяснилось, что столбы и скопления находок привязаны к конкретным солнечным и лунным ориентирам, и тогда возникли весомые основания утверждать, что Савин — это древняя обсерватория, подобная Стоунхенджу и относящаяся к тому же времени.

Вот что писала газета «Коммерсант daily» 6 декабря 1997 о том, как в пойме реки Тобол был открыт российский Стоунхендж – Савин, а рассказала им об этом сотрудник института РАН Тамила Потёмкина, руководитель экспедиции в Сибирь 1997 года.

«… Заметное в пойме реки Тобол возвышение (350 х 60), окружённое заболоченной старицей, издавна вызывало страх у населения ближайших деревень. Взрослые сами туда не ходили и детям категорически запрещали – пугали «громовыми стрелами», «злыми духами». Однако любопытство оказалось сильнее страха. В начале 80-х годов местный житель Василий Бабушкин посетил запретное место и нашёл там керамику и изделия из камня. Находки были переданы в областной краеведческий музей. Уже в ходе первых раскопок, которые были организованы Курганским краеведческим музеем и Курганским пединститутом совместно с Институтом археологии РАН в 1982–1985 гг., стало понятно, что в этом месте располагалось некоторое культовое сооружение, святилище. Но российские археологические круги отнюдь не спешили признать эту новость, выглядевшую совершенно нетрадиционно и, можно сказать, сенсационно.

Прошло 12 лет, прежде чем Институту археологии совместно с Курганским университетом удалось организовать новую экспедицию к Савину. Работа летней экспедиции 1997 года была захватывающей и неординарной. Задача ставилась так: попытаться максимально приблизиться к условиям и методам наблюдения за солнцем и луной, практиковавшимся во времена функционирования этого святилища. Заново и предельно точно было размечено расположение рвов, столбов-мет, основных скоплений находок. Затем поставили и сами столбы. После чего с тех же точек, что и в древние времена, наблюдали восходы и заходы Солнца и Луны в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Прослеживали работу солнечных часов и многое другое, стараясь понять, что и как происходило здесь 4500 лет назад. Впервые за много лет раскопок члены экспедиции смотрели на небо и землю глазами древнего человека. И смогли увидеть то, чего не видели раньше. Прежде всего – два земляных вала, которые указывали направление восхода Солнца в дни равноденствий. Эти валы были сооружены на более поздних этапах существования святилища для получения более точных, устойчивых и заметных линий визирования. Примерно такие же валы давно уже были обнаружены в Стоунхендже.

Савин был не только святилищем, но и обсерваторией – после обнаружения валов отрицать это стало уже невозможно. Неспециалисту нелегко понять масштаб этого открытия, но для археологов и историков это прозвучало как гром среди ясного неба: валы для астрономических наблюдений на территории Руси в каменном веке! До сих пор наиболее ранние валы на нашей территории, по крайней мере, в Поволжско-Урало-Сибирском регионе, были известны только на памятниках бронзового века, где они использовались как укрепление. Савин – дедушка памятников типа Аркаима (Челябинская область)

Аркаим моложе Савина на тысячу лет.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/ipdn.ru.gif

0

25

Покровский Собор в Невинномысске – церковь, построенная всем миром

Храм Покрова Пресвятой Богородицы Невинномысска вмещает 1500 человек и является крупнейшим в Ставропольской и Владикавказской епархии. 16 декабря 1999 года по представлению Митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II возвёл Храм Покрова Пресвятой Богородицы в достоинство Собора.

Для казаков христианство всегда было основой основ. Точно так же, как немыслим казак без веры во Христа, так немыслимо и казачье поселение без церкви.

Казачью станицу Невинномысская основали на день Покрова Пресвятой Богородицы, и храм был заложен с именем Покровский. Храм возвышался в центре станицы, и просуществовал до 1935 года. Его, как и многие другие храмы на Руси, постигла суровая участь – он был полностью разрушен.

Долгое время, вплоть до 1992 года, верующие молились в нехитро построенном молитвенном доме. Но в год 1000-летия крещения Руси решили построить в городе новый храм. Вдохновителем этого строительства стал настоятель Покровского молитвенного дома отец Василий, в миру – Василий Вододько.

23 октября 1988 года было освящено место закладки камня в основании. Объявили конкурс на разработку проекта будущего храма. В результате предпочтение отдали проекту Сергея Рудика.

В тяжёлое для страны время, в конце 80-х – начале 90-х, несмотря на все трудности – нехватку средств, строительных материалов – строительство началось. Благодаря прихожанам, жителям города, их физической и материальной помощи, участию и помощи администрации города, руководителей многих предприятий – стены поднимались всё выше и выше.

И в 1992 году в праздник Святой Пасхи было совершено первое богослужение в новом, но ещё недостроенном храме

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/swm1.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/xt_2.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/awo3.jpg

0

26

Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин Алтн Сюме»)

За 9 месяцев 2005 года на юге России, в столице Калмыкии г. Элисте был построен самый большой в Европе храм (хурул) «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Он является одной из главных достопримечательностей города, в нем совершаются молебны, ритуалы и богослужения.

Вокруг хурула расположены 17 пагод со статуями буддийских святых. У подножия лестницы – скульптура Белого Старца (Цаган Аав) – покровителя местности.

Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень – это главный зал (дугана) с 9-ти метровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы – мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема (врач и ламы) и администрация. Четвертый уровень – кабинет Главы республики, резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне – резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. Шестой уровень отдан под хозяйственные помещения, а на седьмом расположена комната для медитации. Сюда приходят только монахи и ламы.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/hurul-003.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/hurul62.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/hurul-24avg-(2).jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/relievii-227.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/hurul-036.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/hurul-statuetki-007.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/hurul-038.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/121212132323.jpg

0

27

Нижегородский Кремль

Неправильный многоугольник мощных стен Нижегородского Кремля тянется почти два километра и включает в себя 13 башен. Кремлёвская стена охватывает мыс при впадении Оки в Волгу и спускается вниз по склону, образуя грандиозный ансамбль. Эта ступенчато громоздящаяся система стен и башен выглядит очень внушительно.

Нижегородский Кремль стоит на холме при впадении Оки в Волгу. Выстроенный ещё до монгольского нашествия, он несколько столетий тихо ветшал, потеряв своё оборонительное значение. Но в конце XV века Московское государство начинает создавать новую систему крепостной обороны, в которую входит и он, прикрывая Русь с востока. С этой целью в 1500 году здесь, на месте старого деревянного, начинает строиться могучий каменный кремль, вобравший в себя и все древние постройки.

Высота стен с зубцами достигает 12-15 метров, толщина их – около 5 метров. Самая высокая из башен – Часовая – служила сторожевым пунктом и была оснащена башенными часами. От неё через Северную башню шёл спуск к воротной Ивановской башне, через которую шло сообщение с нижним посадом.

Нижегородский кремль мало в чём уступал Московскому. Он строился с расчётом на новую, артиллерийскую, систему обороны и уже в 1505 году был готов дать пушечный отпор любому врагу.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/fupload.wikimedia.org.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/prohotel.ru.jpg

0

28

Псковский Кром

Центром средневекового города была его крепость. В Москве крепость называли – Кремль, в Новгороде – Детинец, а в Пскове – Кром.

Кром стоит на высоком каменном холме с крутыми обрывистыми склонами. С северо-запада его защищает река Пскова, а с запада – река Великая. Южная сторона Крома в древности была ограждена земляным валом и бревенчатой стеной. Замена деревянных сооружений каменными произошла, вероятно, в XIII веке.

К середине XV века оборонительная система Крома вполне сложилась: каменные стены с четырьмя или пятью башнями треугольником замыкали территорию крепости. И стены, и башни были сложены из местного известняка (материала, как известно, не слишком прочного) и поэтому требовали постоянного ремонта и укрепления. Строительные работы производились псковскими мастерами по решению Веча и оплачивались из городской казны. Каждая такая постройка была событием и отмечалась в летописи: "В лето... Того же лета кончена бысть стена камена кромскыа, а делаша полчетвертта 200 муж, а наима взяша 1000 да 200 рублов..."

Высота стен Крома доходила до 20 метров; стены имели широкую площадку верхнего боя на всей протяжённости укреплений, с редкими бойницами в верхней боевой стенке и деревянными навесами, защищавшими воинов. В нижней части стен были боевые ворота, через которые защитники крепости могли совершать вылазки.

В 1400 году в северном углу Крома псковичи построили башню Кутекрома. "Приехал владыка Иван во Псков и повеле Захарьи посадникоу наняти наимитов ставити костер на Псковою, а владыка свое серебро дал; а псковичи того же лета поставиша дроугии костер Коутекрому... и толще и выше", – так записано об этом в летописи. Постройка этой башни была своеобразным вызовом новгородскому архиепископу, церковной зависимостью от которого псковичи тяготились: свою башню они сделали "и толще и выше". Со временем эта угловая башня так и стала называться – Кутекрома ("кута" означает "угол"). В 1615 году, во время осады Пскова шведами, башня была повреждена и частично разрушена. В 1701 году верхнюю часть её разобрали, а нижнюю засыпали землёй и включили в состав так называемой Красной батареи, занявшей весь северный угол кремля. В 1960 году псковские археологи освободили нижние ярусы Кутекромы от насыпи и частично восстановили верх. Сейчас, поднявшись на прежнюю высоту, увенчанная деревянным шатром и сторожевой вышкой, башня приобрела облик XVII века.

В стене, ведущей вдоль берега Псковы, в XV веке были сооружены две башни: Лубянская (или Снетная) и Средняя. Башня Средняя, поставленная псковичами в 1417 году, в том же году рухнула и была восстановлена через два года.

На концах Перши ("грудь") – так называлась южная, главная, стена Крома – были поставлены две квадратные башни: Смердья – над Смердьими воротами у берега реки Великой и Часовая – над Троицкими воротами. Изнутри Крома ворота были защищены так называемыми захабами – узкими коридорами между высокими боевыми стенами. Если бы неприятель прорвался через внешние ворота, то защитники Крома могли уничтожить его в этих узких захабах.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Pershi.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Zahab.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Srednyaya_bashnya.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Troizkiy_cathedral_(Pskov).jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Kremlin_in_Pskov_3.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Kremlin_in_Pskov_4.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Kremlin_in_Pskov_5.jpg

0

29

Церковь Вознесения в Коломенском – ошеломляющее стремление ввысь

Церковь Вознесения в селе Коломенском является одним из самых выдающихся произведений русских зодчих. В 1542 году русский летописец записывает: "Бе же церковь та вельми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси".

Это чудо поражало не только своих, но и европейцев. Побывав в России, французский композитор Гектор Берлиоз написал в своих мемуарах: "Ничто в жизни так не поразило меня, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел в своей жизни, многое поражало меня и вызывало восхищение, но время, древнее время России, оставившее свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел и Страсбургский собор, строившийся много веков, и Миланский, но, кроме множества налепленных украшений, ничего в них не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого и всё во мне дрогнуло... Это какой-то новый вид архитектуры, и в нём была гармония красоты и таинственная тишина. Я видел стремление ввысь и долго стоял ошеломлённый..."

В каменной архитектуре XVI века искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Церковь Вознесения при высоте 62 метра и мощных трёхметровых стенах могла бы просто превратиться в огромную каменную глыбу, но Петрок Малый, древний русский зодчий, каким-то таинственным образом сумел придать сооружению лёгкость. И стоит белоснежная церковь на самом краю обрыва, как будто взлетая над Москвой-рекой. Белокаменные бусы на шатре, килевидные кокошники – в каждой детали чувствуется замысел зодчего придать своему творению устремлённость к небу.

Внутреннее пространство церкви просторно и, благодаря оригинальному устройству окон, наполнено светом и воздухом: снаружи окна расположены на каждой грани, окнами прорезан и шатёр. Церковь построена в форме гигантского столпа и не имеет внутри ни колонн, ни столбов.

Старая легенда утверждает, что церковь Вознесения была построена по зароку: Василий III поклялся построить храм, если родится наследник; и после рождения царевича Ивана (будущего Грозного) в великокняжеском селе Коломенском и была возведена эта церковь. Вообще, надо сказать, что и великие князья, и русские цари Коломенское любили.

А история Коломенского началась в 1237 году, когда защитники Коломны, осаждённой ордой Батыя, в одной из схваток убили Кулькана – сына самого Чингисхана. Мстя за его смерть, Батый приказал уничтожить всех до единого жителей города. Город был взят, началась резня. Старинное предание говорит, что лишь нескольким семьям удалось выбраться из города. Месяц бежали они от родимых мест и остановились в подмосковных лесах, на берегу реки. Когда коломчане поселились там, они стали именовать своё поселение Коломенским.

Церковь Вознесения хранит много тайн. Именно здесь 15 марта 1917 года была найдена последняя чудотворная икона Богоматери. И именно здесь, как полагают некоторые учёные, следует искать знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Ведь именно в Коломенское 3 декабря 1564 года царь выехал на богомолье, прихватив с собой казну и наиболее важные реликвии. Когда царь прибыл в Коломенское, он из-за беспутья простоял в селе две недели, а когда погода установилась, он, минуя Москву, отправился в Александровскую слободу, откуда отправил боярам и духовенству послание, в котором обвинил их в измене.

В 1911 году именно отсюда, с подклета (нижнего этажа) храма Вознесения учёный-спелеолог Игнатий Стеллецкий начал поиски пропавшей библиотеки Ивана Грозного. Он успел найти под храмом потайной подземный ход и множество подземных хранилищ, но начавшаяся вскоре Первая мировая война, а потом революция помешали его работе.

http://s46.radikal.ru/i111/0903/9c/870c01836a9e.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/mochaloff.ru.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/museum.ru.jpg

0

30

Кремль в Туле

Тульский кремль был сооружением для своего времени равно значимым и необычным. И так уж сложилось, что в стенах Тульского кремля Российская история перелистнула некоторые свои диковинные страницы.

Тульский кремль, и сейчас удивляющий своей аккуратной, будто игрушечной красотой, был тем не менее крепостью вполне серьезной, охранявшей с южной стороны от татарских вторжений все Московское княжество несколько столетий.

Кремль необычен уже тем, какое место выбрано для его постройки – он выстроен не на возвышенности, как огромное большинство русских укреплений, а наоборот – в низине. Такое положение оказалось, и действительно, самым надежным: с двух сторон Тульский кремль защищен реками – Упой и Хомутовкой, а с третьей прикрыт болотом. Ров с водой – еще одно водное препятствие – окружал крепость. Если прибавить к этому стены высотой больше 10 метров и толщиной местами до 4 метров, башни с бойницами, – становится ясно: Тульский кремль создавали для серьезной задачи.

Это и понятно: начало XVI века, когда кремль возводили, был временем чрезвычайно смутным, нападения татар приходилось отражать постоянно. Решение выстроить надежную крепость было принято Великим князем Василием III, и работы были начаты примерно в 1507 году. Однако татарские войска докучали настолько активно, что не было возможности возвести надежное сооружение сразу. Поэтому, чтобы построить крепость как можно скорее, выстроили сначала деревянные стены. Они были готовы к 1509 году, и только к 1521 их заменили каменными, заложив каменные изнутри деревянных.

Готовую крепость защищали 9 башен, четыре угловые – с воротами. Башни эти далеко выдвинуты за линию стен, что давало возможность лучшего обстрела врага. Крепость сразу оснастили московскими и немецкими огнестрельными пищалями, и таким образом безопасность Московского княжества с юга была обеспечена вполне надежно.

Более 20 атак войск кочевников выдержали эти стены, причем однажды враги застали город в опасный момент, когда в нем не было гарнизона, и натиск осаждавших сдерживали простые жители до прихода военной подмоги.

Тульский кремль очень ценил Иван Грозный, и одно время воеводой в нем был назначен Андрей Курбский, талантливый воин и мыслитель своей эпохи, прославленный в том числе и своей перепиской с Иваном Грозным.

Уже ко времени правления Петра Великого Тульский кремль утратил свое военное значение, т.к. к России присоединилась левобережная Украина. Но еще до этого Тульский кремль выбрал своей резиденцией Лжедмитрий, и именно здесь присягали самозванцу бояре. А потом здесь обосновался Иван Болотников, и уже русские осаждали Тульском кремле русских. Причем Иван Шуйский, воевавший против Болотникова, оказался единственным, кому чуть было не удалось взять Тульский кремль. Превзойдя в военной хитрости крымчаков, Шуйский придумал насыпать мешки с песком поперек речки так, чтобы вода из нее затопила кремль. Болотников сдался.

Сейчас территория Тульского кремля – филиал краеведческого музея. Здесь несколько интересных экспозиций, привлекательны для туристов и оба внутренних собора кремля. Один из них, Успенский, богато украшен орнамент том, в том числе с растительными мотивами, другой, Богоявленский, напротив, – образец строгой архитектуры. Историки предполагают, что в создании кремля участвовали итальянцы, однако такому участию нет никаких доказательств. Возможно, что просто некоторые детали, характерные для итальянских крепостей, были заимствованы российским зодчим, а образцом мог служить уже выстроенный к тому моменту столичный Московский кремль.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/goroda-rossii.com.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/ariasoho.ru.jpg

Тульский кремль в начале XX века
http://archi.1001chudo.ru/pic/full/wwikimedia.org.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/albcache.gallery.ru.jpg

0

31

Арбат

Это небольшая московская улица столь знаменита, что вряд ли нуждается в представлении. Арбат и арбатские переулки описаны во многих повестях и романах, не говоря уже о множестве стихов и песен, им посвящённых. В представлении москвичей XX века Арбат – драгоценный осколок старой Москвы.

Учёные, занимающиеся топонимикой (наукой о происхождении названий), до сих пор не пришли к единому мнению о том, что означает слово "Арбат". Наиболее распространённая версия сводится к тому, что имя этой местности возникло от арабского "рабат" – предместье. Но остаётся загадкой, как и почему к московскому предместью прицепилось арабское название...

Этот район стал заселяться в XIV-XV веках, здесь проходила дорога из Москвы на Смоленск, и возле неё стали возникать первые селения. Арбатская история была бурной и воинственной. В 1611, в Смутное время, у арбатской башни Белого города произошёл ожесточённый бой москвичей с отрядом рыцарей, спешивших на помощь осаждённым в Кремле польским шляхтичам. Спустя год здесь стояло лагерем войско Дмитрия Пожарского. Видел Арбат и французов, сначала победоносно вступавших, а через некоторое время торопливо бежавших из Москвы.

В XVIII веке Арбат был застроен усадьбами московской знати и превратился в одну из аристократических улиц столицы.

После пожара 1812 года Арбат перестаивается, здесь появляется множество дворянских особняков в силе ампир. В одном из них, довольно скромном, некоторое время снимал квартиру Александр Пушкин. Именно здесь, в доме на Арбате, поэт устроил для друзей свой знаменитый "мальчишник" – прощание с холостяцкой жизнью – и сюда после венчания он привёз жену Наталью. Сейчас в этом доме находится музей-квартира Пушкина.

К концу века улица приобретает более деловой и торговый характер. По её звонкой булыжной мостовой начинает ходить конка. А на рубеже XX века здесь один за другим возводятся доходные дома – многоэтажные гиганты, квартиры в которых сдаются внаём.

Соседствуя с громадами высотных домов на Новом Арбате, Старый Арбат сохраняет свой старомосковский колорит и неповторимость. Его в большинстве своём невысокие и живописные дома, не подавляющие человека, а соразмерные ему, создают особую и вполне уютную среду заповедной улицы. Реставраторы вернули арбатским домам облик, который они имели в начале века: обновлены фасады, восстановлены утраченные детали, лепнина, портики. Пёстрая гамма фасадов,констрастно окрашеных в различные тона, делает улицу празднично-нарядной.

Проведённая в 80-х годах реконструкция улицы наградила её целой рощей архисовременных фонарей, что породило шутку о том, что Арбат офонарел... После реконструкции Арбат стал первой пешеходной улицей Москвы.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/zqfarm2.static.flickr.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/fonfoot.ru.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/dru.wikipedia.org.JPG

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/hwww.mobile-review.jpg

0

32

Успенский собор в стенах Рязанского кремля

Пятиглавый и шестистолпный Успенский собор достаточно традиционен для русского зодчества, но его колоссальные размеры и высоко поднятая круговая площадка-гульбище делают этот рязанский храм уникальным.

От домонгольской Рязани до нашего времени не сохранилось ни одного памятника архитектуры, так как в 1237 году город был уничтожен полчищами Батыя. Однако перенесённая на новое место столица Рязанского княжества со временем снова ожила, обстроилась и, забыв о прежних бедах, принялась жить дальше.

В XVII веке митрополит Илларион задумал построить в Рязани Успенский собор. Два крупных русских зодчих того времени Яков Бухвостов и Осип Старцев – боролись за право его создания, не гнушаясь даже интриг и наговоров друг на друга. Дело, говорят, едва не дошло до драки. Причины, по которым митрополит отдал предпочтение Якову Бухвостову, нам неизвестны, но история показывает, что он не ошибся в своём выборе: небывалые размеры и красота Успенского собора, воздвигнутого в 1693–1699 годах в стенах Рязанского кремля, рядом с архиерейским домом, потрясли воображение современников.

Наличники окон и порталы входов собора с тончайшей ажурной резьбой отличаются редким изяществом форм, нигде не повторяющихся. Стены из красного кирпича констрастно украшают белокаменные детали, придавая храму неведомую доселе живописность.

Большое впечатление производит и внутреннее пространство собора, разделённое четырьмя могучими колоннами-столпами. Роскошный резной иконостас Успенского собора является выдающимся памятником русского резного дела. Этой удивительной и грандиозной постройкой Рязань была «включена» в историю русской архитектуры.
         
http://archi.1001chudo.ru/pic/full/xarcheologia.narod.ru.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/strip-guide.ru.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/_hramy.ru.jpg

0

33

Церковь Косьмы и Дамиана

На высоком берегу Оки, отражаясь в спокойной глади реки, вот уже пятый век стоит чудесная церковь Косьмы и Дамиана – маленькая жемчужина старинного русского зодчества. Построение её связывается с походом царя Ивана Грозного на Казань и относится к 1556-1565 годам.

Муром – древний город. Здесь, "в заповедных и дремучих страшных муромских лесах", свистел и безобразия нарушал когда-то Соловей-разбойник; здесь, по свидетельствам современников, родился знаменитый Илья Муромец – калека, тридцать три года сиднем просидевший на печи, а потом ставший могучим русским богатырём и победивший Соловья-разбойника...

Муром был древнейшим центром большого Муромо-Рязанского княжества. Но княжество это, и особенно сам Муром, было пограничным и поэтому чаще других подвергалось набегам и грабежам. Когда в начале XVI века Рязанское княжество утратило свою самостоятельность, именно Муром стал играть важную роль в восточной политике Московского государства. Во время казанского похода Ивана Грозного этот город был важным стратегическим пунктом. С этим временем легенда связывает построение шатровой церкви Косьмы и Дамиана.

Хотя шатёр её не сохранился, муромская церковь удивительным образом напоминает знаменитый московский храм Покрова на рву (Василия Блаженного), построенный в ту же эпоху. Поэтому многие исследователи предполагают, что и московский, и муромский храмы выстроены одним и тем же зодчим – Постником Яковлевым.

Формы церкви тонки и изящны. Переплетающиеся "готические" кокошники, а также ребристый шатёр делают памятник уникальным.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/foto.narofominsk.ru.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/dmitrij-kr.livejournal.com%202.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/dmitrij-kr.livejournal.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/stupino.stinline.ru.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/townsman.livejournal.jpg

0

34

Вовнушки

Уютное название «Вовнушки» относится не к теплой среднероссийской деревеньке или сорту бабушкиной выпечки. Вовнушки – это неприступные боевые башни.

Правильнее произносить это название «Воувнушке» с ударением на первый слог, а означает оно «Место сторожевых башен». Две высокие башни видны издалека: они построены на высоких пиках, и выглядят как естественное их продолженье. Возведенные на сланцевых скалах ущелья реки Гулой-хи в XVII веке, две сторожевые башни до сих пор удивляют прочностью надежной кладки.

Секрет строительства средневековых ингушей заключался в том, что в известь и речной песок добавлялся казеин, вид молочной сыворотки. Именно она позволила башням не только выполнять свою роль охранных пунктов Великого шелкового пути, но и, противясь непогодам, простоять почти неизменными до наших дней и стать памятником архитектуры.

Считается, что с помощью молока в Ингушетии определяли и место будущих строений: разливали молоко на землю, и там, где молоко не впитывалось – было для постройки самым лучшим местом.

С Вовнушками связано множество легенд, но одна из них похожа на правдивую историю о величии и отваге ингушского народа. Суть истории проста: однажды во время осады башен ингушская женщина спасла множество младенцев. Она перетащила люльки с малышами, чудом сумев пробежать несколько раз по канату, оставшемуся от уничтоженного врагами подвесного мостика между двумя башнями Вовнушек.

Слитые воедино с окружающими скалами, удивительно прочные, хранящие память о героизме народа былых времен, Вовнушки – предмет особой гордости ингушей и прямое отражение их отважного нрава.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Vov.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/vovnu.jpg

0

35

Новгородский детинец – древнейший русский кремль

Из всех сохранившихся русских кремлей Новгородский детинец – самый древний. Кремль появился вместе с самим Новгородом, положил ему начало. Летописцем под 1044 годом было записано: "На весну же Володимир заложи Новгород и сдела его".

Строились городские стены так: на огромные срубы наваливали землю, на гребне образовавшегося вала возводилили деревянные стены и башни, потом у основания выкапывали глубокий ров.

Первоначально было выстроено три стены, но через семьдесят лет, когда строительство города посчитали уже достаточно завершённым, возвели последнюю, южную стену. Общая длина стены составила 1350 метров и с тех пор уже не менялась, несмотря на то, что кремль постояно совершенствовался последующими поколениями. Вместо деревяных башен возвели каменные, реконструировали морально устаревшие боевые амбразуры.

При Петре I над Детинцем выросла дозорная башня Кокуй. В документах она называлась "осмотрительная всего города башня", а в народе проще – каланча. Выстроил её каменных дел мастер Семён Ефимов. Она стала самым высоким строением кремля.

Неподалёку от Кокуя располагается Покровская башня, она сильно выдаётся за пределы стен Детинца, её бойницы буквально нависали над врагом. Благодаря этому защитники легко могли отбивать атаки. К тому же башня защищена трёхметровыми стенами.

Стены новгородского кремля буквально усеяны башнями, и у каждой есть свои особенности. Интересна проездная Владимирская башня, которая на ночь запиралась живописными дубовыми воротами и решёткой.

Стоит в новгородском кремле и старейшее из сохранившихся на северо-западе России каменное здание – Софийский собор. Он вознёсся над деревянным городом ещё в 1050 году. И на много столетий вперёд определил стиль новгородской архитектуры, который заключается в суровости и простоте. Новгородские зодчие не любили лепнину и узоры, предпочитали конструктивность и простоту.

Вся северная часть Детинца, примыкающая к Софийскому собору, в древности называлась Вдладычным двором – здесь находились архиепископские палаты. А у восточной стены возвышается софийская звонница, возведённая в XV веке на месте более древней, рухнувшей во время наводнения. В течение веков колокольня много раз перестраивалась. Сначала она была трёхпролётной, позднее надстроили ещё два пролёта. У подножия звонницы выстроены на пьедесталах пять колоколов.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/_ru.wikipedia.org.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/f167px-Velikiy_Novgorod_Detinets_Kokui_02.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/x180px-Cathedral_of_St__Sophia_02.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/zwww.russiancity.ru.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/mwww.russiancity.ru%20(2).jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/_mapcy.narod.ru.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/fvisualrian.ru.jpg

0

36

Танаис: между Азией и Европой

Красивейшие места в дельте Дона как будто предназначены, чтобы таить что-то необычное. Каменные бабы, греческие амфоры, развалины стен, идущих ниже уровня земли вдоль узеньких улиц – откуда бы взяться этому всему неподалеку от самых обычных городов России?

Археологи по крупицам восстанавливают историю, каждый найденный курган считая большой удачей. Что уж говорить о целом древнем городище!

Тем не менее, проводя раскопки древнего города в районе поселка Недвиговка, что находится в устье Дона, археологи испытали скорее разочарование. Курганы вокруг городища были разграблены совершенно невиданным образом, а сам город...

Ученые рассчитывали найти именно здесь, между Таганрогом и Ростовом-на Дону, развалины Танаиса – греческой колонии, описанной Страбоном как процветающий богатый город, центр торговли между Азией и греческим миром, выгодно расположенный в том самом месте, где Азия встречается с Европой.

Между тем ни колонн, ни красно-черной богатой керамики они не находили – только кое-как сложенные стены, грубые амфоры, кажется, выполненные даже без гончарного круга, некоторые из низ явно предназначены для хранения нефти. Даже возникло предположение, что настоящий Танаис – где-то в другом месте.

Но – упоминает тот же Страбон – Танаис был разрушен. И, как свидетельствуют другие источники, не однажды – история этого города, расположенного на высоком берегу Дона, торгового, но не военного, оказалась полной трагедий.

Первый раз город был разрушен боспорским царем Полемоном в самом конце прошлого тысячелетья, и разрушение это в высшей степени странно – ведь Танаис был провинцией Боспора! Видимо, смыслом такой странной акции – царь уничтожает собственный город – было наказание за неповиновенье. Поэтому, наверное, Танаис не был совсем разрушен, а только наказан, и продолжил жить и развиваться до 237 г. н. э., когда безжалостные то ли гунны, то ли готы не оставили от города камня на камне.

Уже только после этого на месте развалин построили то самое неухоженное поселенье, которое археологов разочаровало.

Часть городища, спускающаяся к водам Мертвого Донца, исследована быть не может – она находится прямо под домами современного поселка Недвиговка. А ведь возможно, там сокрыты доселе неизвестные подробности истории древнего поселенья.

Молчаливыми и неподельчивыми свидетелями событий древности стоят в Танаисе каменные бабы – женские фигуры, высеченные из цельного камня, держащие в сложенных у живота ладошках что-то вроде чаши. Ученым не ясно ни время изготовления, ни ритуальный смысл этих истуканов. А поскольку они очень распространены и в Краснодарском крае, и в Восточной Украине, то трудно даже сказать, какой народ их изготовил.

И тем не менее, уже проведенные раскопки Танаиса не только пополнили музеи Ростова и Санкт-Петербурга, но и рассказали полную событий непростую историю того, что нынче представляет собой в высшей степени живописные развалы.

Экзотический пейзаж, соединяющий разбросанные повсюду грубые каменные стены, ковыльные степи и далекие ясные горизонты дельты Дона, очень любим жителями региона. Некоторое время Танаис был не только музеем-заповедником, но, к неудовольствию археологов, – и своеобразным культурным центром: поэтическая обстановка греческого городища вдохновляет поэтов и привлекает бардов. Для ростовчан имя Танаис связано с именем Геннадия Жукова – барда, воспитанного Танаисом и воспевшего эти степи.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Ulica_Tanaisa.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Dom_Tanaisa.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Kamennye_izvayaniya_polovcev.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Krupnyy_plan.JPG

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Kamennaya_baba.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/Poloveckoe_zhilishche.jpg

0

37

Дольмены – пирамидовы меньшие братья

Тысячелетия назад человек уже умел возводить строения, удивляющие нас сегодня. За видимой простотой этих древних каменных построек таится множество загадок, а отдых в Геленджике немыслим без экскурсии к дольменам.

Почему нас, живущих в эпоху сверхскоростей и супертехнологий, завораживают свидетельства давно ушедших культур? Почему любой житель планеты хочет побывать у подножия пирамид? Каких глубинных слоев души современного человека достигают творения художников-примитивистов? И почему древние памятники – дольмены – производят на нас особенное впечатление, становясь основанием и серьезных научных исследований, и новейших мифологий в духе Владимира Мегре?

В окрестностях любимого курортниками Геленджика найдено более 100 дольменов. Памятники, аналогичные дольменам Кавказа и Крыма, обнаружены в прибрежных районах Европы, Северной Африки, на Ближнем Востоке, даже в Индии и Японии. И для ученых по-прежнему остается загадкой то, как оказалось возможным столь повсеместное их распространение. Возраст кавказских дольменов достигает по разным оценкам 3–5 тысячелетий, внешне они обычно похожи на маленький дом, сложенный из четырех плит-стенок, и такой же плиты – крыши. Впрочем, иногда дольмены построены из более мелких деталей, а некоторые, наоборот, выдолблены из цельного камня.

Но при всей внешней простоте дольменов их никак не назовешь примитивными строениями. Археологи считают, что столь точная подгонка плит, украшение стен орнаментом, использование тяглового скота, некоторые инженерные знания не могли быть доступны племенам, обитавшим в окрестностях Геленджика в ту далекую эпоху. Поэтому часто звучит вопрос: «Кто же собственно построил дольмены?». По-своему отвечали на него адыги, почитавшие эти памятники мегалита как «дома карликов». По их предположению, на побережье Черного моря когда-то совместно жили карлики и великаны. И хитроумные карлики заставили каким-то образом великанов строить для себя маленькие жилища.

Загадочна не только история создания дольменов – еще больше догадок и предположений вызывает их ритуальное и символическое значение. Являясь памятниками конца каменного – начала бронзового века, дольмены оказываются современниками пирамид в Египте. Как и эти грандиозные сооружения, дольмены призваны были выполнять важную культурно-ритуальную роль – служить «вечным домом» ушедшим представителям племен. Возможно, это и есть причина ореола важности вокруг дольменов – они понуждают нас задуматься о вечном. К тому же – а вдруг недаром оставлено древними в передней стенке дольмена круглое оконце – возможность общаться с предком?

Исследователи увлеченно разыскивают смысл орнаментов на стенах некоторых дольменов. Часто там изображены зигзаги, означающие по одним версиям, воду как главнейший символ жизни, по другим же – просто карту местности. Иногда орнамент представляет собой солярные знаки, в других случаях – изображения, похожие на сам дольмен или стол (слово дольмен – каменный стол – заимствовано из кельтского). Красивое предположение сделал в связи с этим орнаментом Д. А. Дмитриев, один из исследователей дольменов. Он полагает, что рисунок каменного стола может символизировать Небесные врата, а сам дольмен устроен так, что «является необычным резонатором, поющим свою неслышимую человеческим ухом песню на всю Вселенную».

Так, игнорируя ход времени, перекликаясь со своими собратьями по всему миру, дольмены Кавказа продолжают интриговать нас, получают множество толкований, вплетаются в новые культуры, храня память о старых.

http://s42.radikal.ru/i098/0903/02/f59a2a2d987a.jpg

http://s48.radikal.ru/i122/0903/84/b61d8259f38a.jpg

0

38

Подарок царицы

Екатерина II хотела порадовать Григория Орлова прекрасным дворцом. И хотя царскому фавориту не удалось пожить в дареных хоромах, они не утратили от этого своей исторической значимости и красоты.

Проектированием, строительством и отделкой дворца занимался архитектор Антонио Ринальди. Первый камень в фундамент сооружения был заложен 10 октября 1769 года. Дворец строился как часть уже существующей городской застройки, поэтому он вписался в промежуток между Дворцовой набережной и Миллионной улицей. В плане он П-образный, с парадным двором и главным входом в глубине.

По задумке архитектора, снаружи дворец должен был полностью отделываться мрамором, этим же материалом оформлялась часть внутренних покоев. По этой причине по Неве с 1768 года стали завозить огромные плиты мрамора и гранита. Стены из кирпича возвели довольно скоро, а вот отделка продолжалась вплоть до 1785 года.

По материалу, которым были украшены фасады и внутренние покои, дворец и получил свое название. Он стал известен как Мраморный дворец – при его строительстве использовали около 30 разновидностей мрамора.

Оформление парадных покоев (а была еще масса хозяйственных комнат и приспособлений) велось под наблюдением императрицы. Поскольку дворец предназначался графу Орлову, то многое в нем был связано либо с военной тематикой, либо с прославлением деяний братьев Орловых, либо соответствовало (что неудивительно) его вкусам.

Например, в зале, который назывался «Орловский», в стенных нишах были установлены скульптуры Ивана, Алексея, Григория, Фёдора и Владимира Орловых. Два барельефа, высеченных из греческого мрамора и обрамленных лепными рамами, превозносили великодушие Алексея Орлова, проявленное им в ходе русско-турецкой войны 1770-1774 годов. В комнатах, которые предназначались Григорию Орлову лично, было много экзотической мебели и предметов, привезенных из Китая, Индии, Персии.

Дворец был обставлен со всевозможной роскошью – Ринальди любил и умел делать произведения искусства даже из мельчайших предметов интерьера, будь то каминная полка, ящичек для дров, перила лестницы или люстра.

Но Григорий Орлов, который считался владельцем дворца, не успел пожить в этом роскошном доме – он умер в 1783 году, за два года до окончания строительства. Екатерина выкупила здание у его наследников и передала его своему внуку Константину Павловичу. Затем в нем проживал польский король Станислав Понятовский, опять Константин Павлович, после его отъезда в Польшу дворец передали Придворной канцелярии, а в1832 Николай I отдал его сыну Константину Константиновичу.

Тогда же стало понятно, что дворец нуждается в капитальном ремонте. Его проводили под руководством архитектора А. П. Брюллова. Интерьеры дворца вновь изменились (они претерпевали радикальное обновление после каждой смены хозяев), но фасад его остался практически таким же, каким был при возведении.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/gqtmain.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/rzf1.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/sz2.jpg

0

39

Каменный цветок на ВВЦ

Фонтаны – прекрасное украшение города, особенно, когда архитекторы подходят к их проектированию с душой и азартом. Именно так и возводили фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ, недаром на протяжении десятилетий он считался лучшим фонтаном Москвы.

Когда было запланировано украсить центральную площадь Выставки достижений народного хозяйства (нынешнего Всероссийского выставочного центра) фонтаном, работу поручили архитектору Константину Тихоновичу Топуридзе и скульптору Прокопию Ивановичу Добрынину.

Они разработали и отвергли несколько вариантов фонтана, но однажды Добрынин, пролистывая книгу сказок Бажова, увидел перед собой прекрасное видение – каменный цветок, увитый струями воды, в блеске солнца и драгоценных камней. Сразу же, когда ему пришла в голову эта идея (была уже глубокая ночь), он отправился к Топуридзе. Архитектору понравилась эта мысль, и они приступили к работе.

Полтора года потребовалось, чтобы соорудить в мастерских все детали цветка. Металлические конструкции украшались смальтой, которую варил еще итальянский химик Банифеди для украшения Исаакиевского собора. Они около 100 лет пролежали в подвалах мастерских Академии художеств.

Готовые лепестки сваривали дважды. В первый раз цветок получился непропорциональным и даже на просторной площади смотрелся нелепо. Пришлось переделывать. Второй раз оказался более удачным.

По периметру бассейна фонтан украшен фигурами птиц, лепными фруктами и дарами полей. Из них также бьют струи воды. Все это создает прекрасную радостную сцену.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/wegmain.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/hga1.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/oae2.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/rd3.jpg

0

40

Резиденция на воде

Петр I любил водную стихию, потому местом для своей летней резиденции он избрал мыс между Невой и Фонтанкой. Именно там по его приказу был разбит Летний сад и выстроен Летний дворец, который сохранился практически без изменений.

В 1710 году в Санкт-Петербурге началось каменное строительство, летнее жилище государя не могло не соответствовать этому требованию времени. Поэтому по приказу Петра I было возведено здание из камня. Проект его был разработан известным архитектором Доменико Трезини. Во дворце сочетается красота, простота и функциональность.

Известно, что Петр I предпочитал для жилья небольшие помещения. Поэтому параметры Летнего дворца таковы: длина 26,5 м, ширина 15,5 м, высота до конька крыши 13,3 м, высота комнат – 3,3 м. Первый и второй этажи совершенно одинаковы по планировке, но верхний имел более пышное убранство, поскольку в нем проживала жена Петра с детьми. Всего во дворце 14 комнат, две «поварни» и два внутренних коридора.

Снаружи это прямоугольное строение украшено 28 барельефами, вход обрамлен черным мрамором, над ним располагается еще один барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Флюгер на коньке кровли – фигура Георгия Победоносца, пронзающего копьем змею. Аллегория очень проста – русское оружие победило шведов.

В первые годы своего существования Летний дворец омывался водою с трех сторон – Нева и Фонтанка дополнялись «гаванцом» - пристанью Летнего сада, куда могли швартоваться лодки государя и его гостей. Угол восточного и северного омывали воды Невы и Фонтанки, что создавало иллюзию движения дома по воде и придавало дому сходство с кораблем.

Новаторские наклонности царя проявились и в устройстве дома. Например, в резиденции имелась, пожалуй, первая в России проточно-промывная канализация, устроенная по предложению архитектора Леблона. Поварни тоже были оборудованы весьма прогрессивно – были оборудованы разделочные столы, кладовые, мойки с проточной водой - вода подавалась при помощи насосов фонтанной системы Летнего сада.

Интерьеры дворца большей частью отделаны дубом. Это древесина чаще всего использовалась для постройки и отделки корабельных помещений, поэтому пользовалась особой любовью Петра. Только Зеленый кабинет на втором этаже и личный кабинет Петра I отделаны дубом. В шкафах Зеленого кабинета, кстати, хранились первые образцы петровской Кунсткамеры.

В архитектурном плане Летний дворец дошел до наших дней без изменений, но мебель и предметы быта петровской эпохи там не сохранились – в начале XIX века резиденция использовалась как дача высших чиновников, только в 1903 году она приобрела статус музея. Сейчас большая часть предметов в экспозиции – подлинные вещи петровской поры и личные вещи Петра I и Екатерины, доставленные сюда из других мест.

Летний дворец – не только отлично сохранившийся образец барочной архитектуры, это зримый отпечаток личности выдающегося русского царя и памятник победам русского флота.

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/wrgmain.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/ddt1.jpg

http://archi.1001chudo.ru/pic/full/ffdf2.jpg

0


Вы здесь » СИБИРЯК » МИР ПРЕКРАСНОГО » Чудеса, созданные человеком